checkboxchevron-downСозидательcrosscross2Монтажная область 13 копия 4Монтажная область 13 копия 10Монтажная область 13 копия 5Монтажная область 13 копия 14Монтажная область 13 копия 7Монтажная область 13 копия 6Монтажная область 13 копия 11Монтажная область 13 копия 8Монтажная область 13 копия 13Монтажная область 13 копия 9Монтажная область 13 копия 2Монтажная область 13 копия 3Монтажная область 13 копия 12dotted-roundexpertМонтажная область 1Монтажная область 1Монтажная область 1eye0360D363-7716-42B9-971F-7CB939071EA8fbКатегорияgreen-checkinfoРегионokB3C2F115-1A09-40E6-A485-5612DEED0AC8plane-wh7820210E-B8C5-4B95-A3A9-CF1256B67D7842D20D2E-3797-4A35-A943-954A0B2296C5searchshareslider-arrowslider-arrow-lgslider-arrow-mdplane-whНоминацияC1568092-9B79-4F19-A927-B264CBF67041Авторvkwhite-strokes2917E6FC-B70B-4655-8B0D-4FC51CA6DA41yt

Дунаев

Фотограф Андрей Шапран

В стране не так много мест и людей, которые своими силами, не считаясь со временем и обстоятельствами, за свой счет и только благодаря своему упорству, строят и устанавливают памятники. Чукотские поселки Рыркайпий, Биллингс и закрытый и размороженный Шмидт могут похвастаться таким количеством монументальных произведений на единицу площади,которое нигде на Крайнем Севере не встретишь. А с учетом «географии» героев и образов, запечатленных в монументах: англичане, американцы, французы, швед – в Арктике представлена целая коллекция исторических персонажей. Автор и исполнитель всех невероятных произведений на севере Чукотки один: авиадиспетчер в аэропорту на мысе Шмидта.

Дунаев рассказал: в 77м году на льдине с товарищем доплывал до ледокола, стоящего под разгрузкой, привязывал к корабельному канату бутылку водки, моряки затягивали водку на корабль, а в это время пограничники с берега кричали: «Немедленно вернитесь обратно! Вы нарушаете государственную границу!». И хотя «государственная граница» была на расстоянии 12 миль от берега, по возвращении на «родину» ему приходилось закладывать руки за спину и в сопровождении пограничника следовать в милицию.

Милиция нарушителя границы отпускала.

Побережье на мысе Шмидта — наши дни

С детства молодой Дунаев хотел стать летчиком: три раза поступал в летное училище и три раза ничего у него не получалось —денег не было, а надо было 500 рублей заплатить за поступление. И тогда, может быть, он бы был хорошим летчиком, может быть плохим, а может быть разбился. Точно сказать Дунаев не может. Летчиком он стать очень хотел, потому что два брата у его родного отца были военными пилотами на Халхин Голе, там и погибли. Он с детства занимался авиамоделизмом и к авиации его все время тянуло.


В конечном итоге Дунаев поступил, но только не в летное училище, а там, где готовили и выпускали авиадиспетчеров. 
По окончании училища случилась неприятность — но это была не банальная студенческая пьянка, а драка «за справедливость». Висела угроза отчисления, но училище все же окончить ему разрешили. К тому времени Дунаев отслужил в армии, имел звание старшины.

На Чукотку молодой Юрий Дунаев попал из-за хлопка и любви к географии и истории – родился и вырос в Таджикистане, юношей поехал учиться в Узбекистан. Еще в училище ставил рекорды: за три часа мог собрать собственноручно 120 килограммов свеклы. Со свеклой проблем не было. Но собрать 120 килограммов хлопка за целый день – хоть убейте не мог. И в тот момент, когда стоял выбор -- отправиться ли после училища по распределению обратно в Узбекистан (это было непременное условие для советского периода), Дунаев свое право выбора отстоял, или что точнее:  купил за шесть бутылок вина (вино приобрел на стипендию (шесть рублей) – три бутылки вина, обошлись в три рубля пятнадцать копеек, то есть, он тогда еще и сэкономил, и узбекскому «покупателю», приехавшему за Дунаевым, это вино на стол и поставил. Узбеки отпустили молодого Дунаева на все четыре стороны.

Юрий Дунаев в своей квартире в Рыркайпии

Перед молодым авиадиспетчером стал выбор, куда же действительно отправляться? 
И Дунаев побежал искать других представителей. Первым попался «покупатель» из Тюмени — куда его сразу же записали, как возможного претендента. Предпоследним в его списке значился Сахалин, а последним, как в песне поется, «в красной рубашоночке – хорошенький такой», прошел человек по плацу «с самого Магадана…». Где находится Магадан, начинающий авиадиспетчер тогда еще не знал. Проблему помогла решить карта, висевшая в кабинете географии: Магадан оказался на Крайнем Севере, а не на юге, там, где рос хлопок. 

Дунаев признается: «Я тогда от хлопка бежал: двадцать лет я собирал этот хлопок, и он мне надоел!»

И с Магадана началась его профессиональная карьера: сначала ему прислали бумагу — распределение «на мыс Шмидта». Но где этот мыс Шмидта? — Дунаев тоже не знал. И снова отправился к карте, а «на карте этих «мыс Шмидта» четыре штуки оказалось!». На какой мыс Шмидта он тогда попал, Дунаев так и не понял.

Мечту о летной жизни молодой человек на Севере не оставил — в армии был радистом, и в чукотском Певеке стал обучаться работе на радиостанции на «ИЛ-14». Такое совпадение — певекский авиационный экипаж, летавший на аналогичном самолете, разбился на Шантарских островах. И «ИЛ-14» стали убирать из авиации. Дунаев решил переквалифицироваться радистом на «АН-12». Но разбивается и «АН-12». Потом был «МИ 26», но и у вертолета оказалась несчастливая судьба. 

К тому времени радистов из авиации стали убирать.
 

Чукотка, Рыркайпий


Мы сидим в его чукотской квартире в селе Рыркайпии и три часа говорим «о жизни». Вся «летная» карьера Юрия Дунаева прошла на соседнем Шмидте, там, где в 34-м году была построена первая посадочная полоса.

— Сейчас мы находимся с тобой и беседуем в западном полушарии. Россияне об этом не знают. Когда построил свой «180-й меридиан» приехал в Москву — какие-то ребята прислали заметку об этом знаке. В-о-от такая малюсенькая заметочка (показывает пальцами). Но для чего это делалось? Для того, чтобы россияне знали свою историю и географию!
Свои памятники и знаки я всегда ставлю ночью. В условиях полярного дня, ночью, такая возможность есть. Люди просыпаются, идут на работу: «Бл-дь, еще один какую-то х-ю поставил!» Но потом подходят – смотрят, иногда благодарят, фотографируются.
180-й меридиан я же ставил при Советском Союзе, тогда же покрасил, и меня вызвали в райком партии. «Где ты нашел этот 180-й меридиан? Что ты за памятник такой поставил – сто восемьдесят ГРАММ?!» 

Это был первый вопрос. 

Второй — почему покрашен непонятными цветами — белый — красный — синий? Что это за триколор? 
Я отвечаю – «это российские цвета, наша история: Петр 1, Екатерина и все такое — с них все начиналось». 
«А почему не красный цвет?» «Красный будет теряться на наших просторах». 

Первый секретарь райкома говорит: «А где ты видел такой цвет у российского флага? Положи партийный билет!».
«Да, я, — говорю, — не партийный: комсомольцем был, октябренком был, партийным никогда». Вот до такой глупости доходило.

«Где ты нашел этот 180-й меридиан? Что ты за памятник такой поставил – сто восемьдесят ГРАММ?!»

180-й меридиан
180-й меридиан

Между тем до установки знака надо было определиться с местонахождением границы меридиана. Для отметки условного прохождения меридиана были задействованы ледоколы — договорился с капитанами «Арктика», «Ермак», с экипажем самолета ИЛ 14, ив назначенный день ледоколы встали на якорь в условной точке прохождения меридиана, а ИЛ 14 загрузили огнетушителями с засыпанным вовнутрь песком, и отправили в полет. ИЛ 14 сделал три захода со стороны моря. Пролетая над ледоколами, сбрасывал по два огнетушителя в море. Во время третьего захода было определено точное прохождение меридиана: огнетушители, как торпеды, вылетали с моря на берег и оставляли за собой след на песке. 

Однако поставить стелу пришлось несколько в стороне, поскольку в «настоящей» точке сплошное болото и тундра, и памятник никто и никогда не увидит. А так он находится на развилке двух дорог — зимника и летника. 

Памятник Джеймсу Куку на мысе Шмидта

Англичане прислали свое изображение – Кук был похож на главу нашей администрации – вот такой вот (показывает изображение в профиль). Таким я его и слепил 

Джеймс Кук на Чукотке

«История! Историю из россиян практически никто не знает. Тем более, когда говорят про Чукотку —  говорят —  это Магадан, Колыма. Нет! Чукотка —  это Чукотка. В 85-м году мы отделились от Магаданской области, и Чукотка стала самостоятельным автономным округом. Телеведущему задают вопрос —  где находится Восточно-Сибирское море? Ведущий отвечает —  где-то возле Сирии…Если профессионал не знает элементарных вещей, что говорить о других?! А Восточно-Сибирское море находится у нас —  в России. И я знаю историю своего района и этой информацией делюсь с окружающими».

— А Кук откуда на Чукотке взялся?

— Кто такой Джеймс Кук? Мы знаем по песне Владимира Высоцкого — «аборигены съели Кука», а оказывается — он прошел через Берингов пролив, обогнув мыс Дежнева, и направился по Чукотскому морю вдоль побережья открывать новые земли. Доплыв до утесов Кожевникова и Вебера, был зажат льдами, но благодаря сильному ветру, освободился из ледового плена. Дальше Кук не стал рисковать, и отправился домой. И получилось так, что Джеймс Кук первым проложил северный морской путь с обратной стороны — от Аляски до Мурманска и далее до Англии. На Чукотке он открыл землю и назвал ее Северным мысом, и по всем картам России и картам планеты — это земля называется Северным мысом и находится тоже здесь — на северном побережье Чукотки.

Кука я делал по советской энциклопедии. Англичане прислали свое изображение — Кук был похож на главу нашей администрации — вот такой вот (показывает изображение в профиль). Таким я его и слепил. Я его сделал из цемента, плюс камень и песок. Я не скульптор, но в образ попал — мой Кук похож и на главу администрации, и на то изображение, которое прислали англичане.

— То есть — вы не побоялись рискнуть?

— А что бояться — рисковать? Дело же делать надо! Вот я его и слепил. Один подошел — сказал, что щека слишком большая, другой подошел — со звездой что-то не то.

Главное препятствие было — не знал пропорций необходимых, для застывания цемента. Цементную массу месишь — она похожа на пластилин. Если только за две минуты что-то не успел прилепить — цемент тут же застывает. Зубилом отбиваешь, месишь по-новому. Наши военные дали присыпку — добавляешь и ее в эту массу, и она затвердевает.
Вот так и налепил. В голове на шляпе сделал бугорочек — и через год два ворона свили гнездо. Дети рассказывали позже — дите родилось, — смеется, но я не видел, не знаю, улетел в отпуск в это время.

Джеймс Кук на фоне замороженного мыса Шмидта

Куку-памятнику повезло и ему ничего не отломали: пока был жив поселок Шмидт, приезжали свадьбы, фотографировались. Но был один минус — дети раскачивались на цепях в виде декораций ограждений и ломали их. Второй минус — пушки Дунаева–Кука стреляли первое время. Надо было только засыпать порох, ядром служили подшипники: поджигаешь, и пушка стреляет! Но молодежь один раз сделала по своему: засыпала в пушку песок и гальку для пущего эффекта, и пушки стрелять перестали.

Декоративные эти орудия сделаны из зимних стоек «АН 2», которые поддерживали самолеты при ремонте. Они и выглядят как старинные пушки. Сам Кук — его основание, собран из снежных лопат от грейдера. Дунаев три лопаты взял на складе у военных, сварил их вместе, закрепил цепями — достаточно простая конструкция. Плюс якоря весом в тонну. Медный колокол Дунаев — скульптор нашел на берегу.

— Как реагируют иностранцы на Кука, когда попадают на Чукотку?

— Удивляются, что на нашей территории установлен памятник англичанину, который открыл российские земли, спрашивают – откуда я знаю о Куке?

— А откуда вы знаете?
Дунаев разводит руками — «Энциклопедия!».
 

Каждый на моем пути обязательно остановится и скажет: «спиз-л!»

Мандат на воровство


"Вот, объясни русскому человеку: беру ржавую трубу, ты сам видел -- сколько металлолома валяется на Шмидте, и я тащу эту трубу, но каждый на моем пути обязательно остановится и скажет: «спиз-л!»


И я пошел к главе местной администрации и попросил, чтобы мне выдали бумагу, которая позволяла бы брать на свалках все, что требовалось для моего созидательного строительства. И мне выдали – мандат. Но в нашем государстве – возьмешь трубу – и все равно: мандат - не мандат, разрешение - не разрешение -- раз тащишь трубу , встречается Гришка, Мишка, Машка, Ольга и все - все остальные: «Снова спиз-л че-то?!»

И ты попробуй русскому человеку объяснить, что это не так!  В ответ все тоже: «Не пи-ди! Спиз-л!»

Юрий Дунаев в Рыркайпии

Всем миром

— Я один все свои памятники сделать не смог бы. Просил о помощи разных друзей, и они приносили материал, помогали варить металл, подвезти, поставить. И в прежние времена и тем более теперь — строить можно на Чукотке все, что только душа пожелает — материал валяется кругом. Все необходимое нахожу на помойках, но даже в этих случаях, всегда спрашиваю разрешение, если захожу на чью-то территорию.

Чтобы не так стыдно было — объявлял конкурс через местную нашу газету, которая в прежние годы существовала на Шмидте «Огни Арктики». И всю дорогу райком партии выигрывал первые места на этом конкурсе, потому что у них работали в то время профессиональные архитекторы, строители и гидрографы. Но на официальном уровне ничего толком не делалось, и свои памятники я устанавливал каждый раз собственноручно, без поддержки чиновников и архитекторов.

Юрий Дунаев в Рыркайпии

"Коса двух пилотов"

«Коса двух пилотов»

«КОСА ДВУХ ПИЛОТОВ»

В России сегодня нет ни одного памятника — ни американцам, ни англичанам, ни шведам, ни французам. Но на Чукотке памятники иностранным гражданам этих государств только я и устанавливаю. К нам на Шмидт прилетели немцы, потом прилетели англичане, потом прилетели американцы, и я, не владея ни одним иностранным языком, обратился к ним: «хочу изготовить и установить памятник». Смотрю — на лицах приятные улыбки появились.

«Получится или не получится, но я бы очень хотел. Надо написать: «Коса двух пилотов» на английском языке и без ошибок, потому что исправить надпись потом будет очень трудно». И они мне написали. 

А памятник установлен в честь двух американских пилотов, которые погибли в 1929-м году. В Советское же время в 1930-м году советским правительством место это было названо «Косой двух пилотов» в честь американских летчиков. Парадокс? Парадокс. Но такое было время и такая власть.

В изображении памятника можно прочесть: три вертикальные балки покрашены в Российский флаг, внутри российского флага изображен американский флаг. На конусе изображение горящей свечи, внутри нее – колокол, который при скорости ветра 5-10 метров в секунду – начинает звонить на ветру (наши рыбаки в сильный туман выходили на звон этого колокола в поселок, то есть спасались).
У военных был кран — на рельсах ездил, там, где бетонный завод стоял, мешали бетон и дома строили. Кран был сваленный, и вот этот кран теперь здесь стоит. Поднимали мы его при помощи погрузчика, машину взяли у старателей.

Я поспорил с райкомом партии, со знающим архитектором, на ящик коньяка, что кран у меня не упадет

Но у истории было продолжение: я поспорил с райкомом партии, со знающим архитектором, на ящик коньяка, что кран у меня не упадет. Меня уверяли в обратном. Максимальный ветер, который у нас только был — 40 метров в секунду. С архитектором мы поспорили на 20. Мне легче — с ветром я работаю в авиации всю жизнь.

Двадцать метров задуло – я в окошко гляжу – памятник стоит. Но и смотреть не надо было: знаю, что не упадет. Через неделю прихожу в приемную, приношу доказательства на бумаге, в ответ: «нет, он все равно должен упасть! Тридцать метров!».

Дует тридцать метров. Снова приношу доказательства — такого-то и такого-то числа скорость ветра была 30 метров в секунду.

«При тридцати пяти упадет!».

Я спрашиваю: «мы спорили на 20 метров?! Спорили!». Но коньяк я свой так и не получил.

— А почему действительно не падает ваш памятник?

— Памятник никак не может упасть, потому что я с разрешения наших военных десять контейнеров по одной тонне каждый, закопал в землю, в металлические балки вставил 20-метровые рельсы от узколейки, такие со времен чукотского ГУЛАГа на нашей территории оставались и никаким ветром это сооружение согнуть невозможно!

ИЛ-14 на мысе Шмидта, установленный с третьей попытки

А этот самолет, который теперь стоит на Шмидте – третий по счету – выделили по письму министра ГА СССР Бугаева — «за упорство — авиадиспетчеру Дунаеву Ю.А. в создании музея и сохранения памяти Гражданской авиации».

История про самолет

— На ИЛ-14 в Советский период летали на северах очень активно. Но не только летали, но списанные самолеты стояли во многих городских парках на материке, но только не у нас. А почему у нас не может стоять? Тем более, что именно на этих самолетах осуществлялось освоение Арктики, спасение происходило тоже на самолетах этой модели.

И я стал писать письма – каждый год отправлял по 10-15 писем в Министерство гражданской авиации. Приходили ответы: «ваш вопрос рассматривается». И я все-таки дописался, но не знал об этом. Проходит восемнадцать лет, прихожу на работу, вызывает начальник аэропорта: «Что, дописался? Ты ИЛ-14 просил?! Прилетел твой самолет!».

А работали мы сутки — через двое, и пока я отдыхал, самолет на мыс Шмидта действительно пригнали.

Ну, сняли мы всю летную аппаратуру с самолета и поставили в поселке. И я улетел в отпуск. Возвращаюсь, захожу домой, штаны еще не снял, телефон у нас домашний стационарный — с тридцать седьмого года стоял: «Дядя, Юра, твой самолетик горит!» «Как горит?!» «Да, там Васька и двое взрослых его подожгли!»…И самолет мой действительно весь сгорел.
Сел я за стол, и стал заново свои письма писать. И снова дописался — пригнали на Шмидт второй самолет.
— Сколько лет на этот раз прошло?
— Пять-семь лет, я точно не помню. Я в эту смену работаю, сажаю самолет, бегу к нему. Но  поступает команда: ледовая обстановка очень сложная, а авиационный ресурс «моего» самолета позволяет еще двенадцать часов отлетать, и машину заправляют топливом, и отправляют в полет. Взлететь Ил, взлетел, но из-за чрезмерной заправки топливом и перегрузки в лагуну и сглиссировал, там он и скрылся. Обошлось без жертв. Вызвали военных, подогнали танки, и тросами самолет вытащили на сушу. Но у морской воды есть одна особенность, если какая-то либо деталь один раз побывает в соленой воде, со временем соль съест ее всю. То же самое произойдет и с самолетом, установленным на постамент. А самолет-то не игрушечный, при случае и придавить может. И я не стал рисковать человеческими жизнями и своей репутацией.

А этот самолет, который теперь стоит на Шмидте, третий по счету, выделили по письму министра ГА СССР Бугаева – «за упорство – авиадиспетчеру Дунаеву Ю.А. в создании музея и сохранения памяти Гражданской авиации».

Шмидт

— Джеймс Кук в 1778 году открыл эту землю и назвал ее Северный мыс. Именно так – «Северным мысом». В 1934-м землю году переименовали в честь Челюскинской эпопеи — назвали в честь Отто Юльевича Шмидта. Я считаю, что эта память должна сохраниться. А новая молодая власть хотела поселок закрыть. Но — спасибо большое жителям поселка «мыс Шмидта» — тридцать семь семей там теперь прописаны. 

Ситуацию поддержало и наше Министерство обороны, которое решило два дома в поселке реставрировать, сохранить котельную, взлетно-посадочную полосу и аэропорт.

Памятник маякам

— 2012 год, «МИ 8» — командир экипажа Владимир Кохан и второй пилот Попов Сергей, борт-механик Хиллов Владимир – делали плановый облет с проверкой маяков, установленных для ориентации и прохождения морских судов вдоль побережья Чукотки, и над поселком Биллингс гражданская машина горит и разбивается. Погибает бортмеханик, и гибнут инженеры — отец с сыном, которые занимались установкой этих маяков. Я захотел поставить памятник в честь этого и других экипажей, которые работали на Севере, в честь людей, которые занимались установкой маяков. Биллингс в то время принадлежал нашему району. И я это сделал в 2014-м году.

Памятник Нордшельду в Рыркайпии

Памятник Нордшельду был поставлен в пику российскому телевидению, утверждавшему, что это мы открыли Северный морской путь

Нордшельд в Арктике

Памятник Нордшельду был поставлен в пику российскому телевидению, утверждавшему, что это мы открыли Северный морской путь. Может быть в те далекие времена так и было, но нигде об этом не упоминается. Зато у Дежнева, Биллингса, Крузеншетрна говорится прямо противоположное. И достоверно известно, что Нордшельд был первым, кто проплыл весь Северный морской путь вплоть до Берингова пролива.

В строительстве памятника помогали старатели: сварка — водка, в качестве оплаты. И спустя какое-то время наши местные жители узнали наверняка, кто действительно был первооткрывателем.

Нордшельд останавливался в Певеке, а в районе Северного мыса был зажат льдами и дрейфовал, пока не был выпущен из плена, как и Кук.

Памятник построен в виде глобуса — континенты, моря, океаны, Северный ледовитый океан, нанесенный траекторией Северный морской путь, якоря, цепи.

Шар — глобус достался по случаю — наши военные обнаружили в море буй, думали, что иностранная разведка запустила и начинила сканирующей аппаратурой. Проверили на месте — буй пустой. И мы этот буй воздушным экипажем полетели и забрали. На суше снова передали военным для проверки, а потом «земной шар» из него я и сделал. Простая идея и простая конструкция.

Наши военные обнаружили в море буй, думали, что иностранная разведка запустила и начинила сканирующей аппаратурой

Памятник международной экспедиции на мысе Шмидта

Я ничего не получаю, но мне всегда задают подобные вопросы и надеются на положительный ответ. Особенно это касается памятника иностранным гражданам на Косе двух пилотов

«ТрансСибирь - Ложен»

Памятник международной экспедиции «ТрансСибирь-Ложен», вылетевшей на маршрут мыс Шмидта — Лаврентия в  1993-м году, был установлен в нашем аэропорту в 1995-м. До пункта назначения вертолет не долетел — на траверсе Ванкарем-Нутепельмен вертолет с членами экспедиции разбился. В авиакатастрофе погибло восемь человек. Это период властвования Бориса Ельцина — и тогда же была дана команда «чукотскому автономному округу установить что-то вроде памятника». 

Из бронированного лобового стекла самолета ТУ-16 и бетона я его и монтировал. Внутри памятника установил сквозной крест, восемь шлифованных полудрагоценных камней – по количеству погибших в авиакатастрофе.

— Деньги вы получаете за свои памятники?
— Я ничего не получаю, но мне всегда задают подобные вопросы и надеются на положительный ответ. Особенно это касается памятника иностранным гражданам на Косе двух пилотов. 
 

Юрий Дунаев в Рыркайпии

Я подписывал на мешках большими буквами:  «Ванкарем», «Биллингс», «Нутепельман», «остров Врангеля», подходил к экипажам «АН 2» и эти мешки в самолет забрасывал

О благотворительности на Чукотке

У меня трехкомнатная квартира в Рыркайпии всегда была битком забита — американцами, англичанами, русскими, эскимосами и чукчами. Американцы, англичане и шведы дают мне доллары. Это еще в Советском Союзе. Но я говорю: «вот мальчишки на улице — эскимосы и чукчи, а вот магазин – идите и купите им что-нибудь!» И они уходили и покупали. А райком партии каждый год  заказывал вертолет-самолет, чиновники загружали туда три-четыре мешка с детскими игрушками-елочками, летали по северным нашим поселкам, и на фоне подарков фотографировались. 

Мне же люди сами несли вещи — валенки, унты, перчатки, сало и конфеты, я подписывал на мешках большими буквами «Ванкарем», «Биллингс», «Нутепельман», «остров Врангеля» — подходил к экипажам «АН 2» и эти мешки в самолет забрасывал.

О времени

— С какими проблемами сталкиваются ваши произведения на Чукотке?
— Каждые пять лет я крашу памятники, навожу порядок. На Косе двух пилотов декоративным элементом является цепь. Тридцать метров мне пришлось спрятать – закопать – на случай, если и там произойдет какая-либо кража. И после приезда каждой туристической группы, приходится брать лопату и выравнивать площадку в районе стелы.

У «ТрансСибирЛожен» цепь в свое время украли. Кому и зачем она могла понадобиться, я не понимаю. Обратились бы ко мне напрямую, я бы отдал: с цепями на нашем побережье вообще нет никаких проблем.

Но мои личные материальные возможности не безграничны. Краска, которая сохранилась еще с советской поры, вся закончилась. Новую не выдают. 
По российскому законодательству — только памятники, простоявшие более пятидесяти лет, могут быть взяты государством на баланс.

Сегодня статус исключительного произведения имеет только стелла «180 меридиан» — единственная на Планете (об этом мне сказала на третьей нашей и последней встрече путешественник и исследователь Юрий Александрович Сенкевич), на Чукотке ее включили «Наследие Чукотки».

Иностранные же путешественники — японцы, англичане, американцы, шведы, немцы и голландцы все удивлены, что в одном поселке на Северном мысе собрана и представлена вся история Арктики. 

АЛСИБ на Шмидте

«АЛСИБ» на Шмидте

— Памятник АЛСИБ — 42-й год, когда наши летчики стали перегонять с американского континента авиационную технику. Во время эти перегонов погибло 27 человек американских пилотов, и 107 советских летчиков. На лопастях, установленных в основании памятника, будут написаны фамилии всех погибших летчиков. Список мне уже прислали: 26 октября состоялось заседание Русского географического общества, на котором и была утверждена модель этого памятника.
— Кто вам помогает в осуществлении этой идеи?
— Здесь на Чукотке помогает строительная компания «РУСАЛЬЯНС», на территории которого и ведется монтаж конструкции «АЛСИБ». Вы, кстати, первый человек на Шмидте и в Рыркайпии, который видит эскиз этого памятника. Военная территория закрытая и только при содействии Министерства обороны удалось договориться об этом сотрудничестве со строителями. Сварочными работами я могу заниматься и самостоятельно, но лучше, когда работой занимаются профессионалы.

Якорь есть, цепи есть, наверное, как у Джеймса Кука, у Биллингса был такой же костюм, была такая же треуголка на голове

Новые идеи

— Хочу поставить памятник мореплавателю Биллингсу. Но нет лица этого человека, портрета в истории просто не существует. И моя задача сделать памятник без лица, но должен быть обозначен силуэт Биллингса. Якорь есть, цепи есть, наверное, как у Джеймса Кука, у Биллингса был такой же костюм, была такая же треуголка на голове. Когда это произойдет, я сказать не могу. 

АШ послесловие: в 2017-м году Джеймс Кук Юрия Дунаева имел шанс попасть на первое российское триеннале в «Гараже», об этом случайно я прочитал в интернете: «шестеро кураторов (редко такому числу творческих людей удается договориться о теме и методе) побывали во всех федеральных округах и нашли авторов в самых отдаленных уголках России. Один из участников триеннале, скульптор-­самоучка Юрий Дунаев, живет в вымирающем поселке на Чукотке и устанавливает там памятники из металлолома. Монумент Джеймсу Куку он сделал, сварив лопаты и снегоуборочный грейдер, а по бокам установил якоря. Несколько наивная манера Дунаева полностью компенсируется масштабом и фактурностью скульптур и, безусловно, контекстом территории, где установлены монументы», — отмечает куратор Андрей Мизиано».

Мизиано до Шмидта конечно не долетел и не смог во всей красе насладиться дунаевским Куком и мастерством непрофессионала. Может быть по этой причине, может по другой — работа Юрия Дунаева ни  фрагментом, ни фотографией или сканом на триеннале не попала, и по-прежнему украшает забытый богом и районной администрацией замороженный мыс Шмидта. Что произошло с Юрием Дунаевым за прошедший год — отдельная и не самая веселая история.